Уничтожение граффити на Грушевского: почему вандализм стал нормой в украинской культуре

Уничтожение революционных граффити на Грушевского на самом деле не только пример довольно привычного в Украине отношения к объектам культуры, но и раскрывает проблему «легитимного» и «нелегитимного» вандализма. Именно этот случай стал настолько выпуклым по причине прямой связи с событиями Майдана. В тоже время параллельно в Украине без шума и уголовных производств уничтожаются другие культурные объекты.

Нет государственной культурной политики

Культура в Украине является сферой со множеством проблем и не является такой, на которую выделяют деньги, и которую пытаются развивать. Десятки зданий в Киеве являются памятниками архитектуры, но они разрушаются без необходимой реконструкции. Так практически исчезли исторические дома на улице Златоустовской. В ситуации с застройкой на месте Сенного рынка многое зависело от позиции Министерства культуры, но оно практически отстранилось от процесса. С молчаливого согласия органов власти в столице застраивается буферная зона объектов ЮНЕСКО. Например, на днях стало известно, что Высший хозсуд оставил без удовлетворения кассационную жалобу прокуратуры Киева о признании незаконным и отмене решения Киевского горсовета о передаче в аренду частной фирме земли под застройку в исторической части Киева. Речь идет об участке возле Софии Киевской.

В центре Одессы и Львова застройка не так заметна, но, по словам местных жителей, например, в Одессе исторические и ценные, но полуразрушенные здания выкупают, заселяют в них лиц без места жительства. После этого здесь внезапно возникает пожар и здание уже не подлежит восстановлению. В итоге строение сносят, хотя это и незаконно. Во Львове сам центр пока не трогают, но в близости от него уже начинают создавать новые проекты современной застройки.

Все это происходит, несмотря на то, что в Украине существует множество законодательных актов, которые должны охранять памятники культуры. Есть реестры, куда они заносятся. Тем не менее, это не является весомым аргументом для застройщиков или же тех, кто решает уничтожить культурный объект. Изначально глава Института национальной памяти Владимир Вятрович сообщил, что граффити на Грушевского были охраняемыми объектами. В этом случае возникал вопрос: если владелец мебельного магазина не знал этого, вина лежит на нем; если знал, но получил разрешение на закрашивание, - искать виновных нужно выше. Позже стало известно, что охранного статуса у граффити все-таки нет. Хотя, как показывает практика, его наличие не гарантирует объектам культуры иммунитет от уничтожения.

граффити

Культуролог, искусствовед и арт-журналистка Анна Цыба говорит, что отношение к искусству – это маркер цивилизованности, поэтому над этим необходимо работать. Она подчеркивает, что нынешнюю ситуацию можно было бы исправить, если бы в Украине появилась государственная культурная политика и заработали соответствующие институты.

«Не только где-то в Швеции, но и в Польше, которая не так давно была частью соцлагеря, уже многие годы государство инициирует различные программы и регулярно выделяет значительные средства на финансирование современных культурных проектов: фестивалей, выставок, резиденций. Все это направлено на развитие современной культуры и культурное образование населения. В Украине этим занимаются исключительно частные инициативы и энтузиасты - вопреки всем преградам, выискивая финансирование, не получая от государства никакой поддержки. И конечно перекрыть лакуну в пределах всего украинского общества им не удается. Низкий уровень культурного и политического образования в обществе способствует непониманию произведений искусства, их исторической ценности и культурного значения, а непривлечение к ответственности за их повреждения приводит к тому, что люди закрашивают то, что они недооценили (как на Грушевского, так и в «Мыстецьком Арсенале»), или иначе уничтожают то, что им не нравится, как было во время нападения на выставку Давида Чичкана в Центре визуальной культуры», - комментирует ситуацию «Четвертой Власти» Анна Цыба.

Декоммунизация или вандализм

Параллельно с «привычным» уничтожением культурного наследия ради бизнес-проектов в последние годы появилась новая проблема. После принятия закона о декоммунизации в Украине начали демонтировать ценные мозаики, которые были созданы во время СССР. Довольно часто панно на зданиях являются вполне нейтральными. Единственный нюанс в том, что созданы они были до принятия независимости Украины.

Так, еще в 2015 году стало известно, что в список на демонтаж попали шесть мозаик на проспекте Победы в Киеве. Причиной стал тот факт, что лишь на одном из панно изображен серп и молот. Такая же судьба ожидает и некоторые мозаики Аллы Горской, Виктора Зарецкого, Бориса Плаксия, а панно на Украинском доме уже были демонтированы.

0_b4061_b03a5c32_orig

Одна из мозаик на проспекте Победы

Искусствовед, участница инициативы «ДЕ НЕ ДЕ» Евгения Моляр, которая занимается сохранением не только мозаик, но и искусства советского периода, отмечает, что декоммунизационный тренд способствует тому, что все наследие того времени стигматизируется и обесценивается. На самом же деле, по ее словам, то, что относится к искусству и архитектуре советского периода, требует глубокого анализа и критического переосмысления.

Евгения Моляр подчеркивает, что в Украине формируется соответствующий тренд общественных ценностей. Она поднимает проблему вандализма, который стал легальным и нелегальным. Так, национальные и патриотические объекты всячески поощряются, за них борются, несмотря на то, каким образом они были сделаны. Все остальное, говорит Моляр, становится неважно. Именно по причине патриотической тематики, связи с Майданом, по ее мнению, уничтожение граффити на Грушевского восприняли настолько остро. В то время как к другим объектам культуры отношение иное.

«Я внимательно слежу за развитием ситуации и считаю ее очень симптоматичной и показательной. Сейчас речь идет о сохранении произведений, апеллирующих к коллективной памяти. Причем наиболее радикально за их сохранность высказываются те, кто так же активно топит за уничтожение объектов прошлого века. В ситуации с рисунками на Грушевского остро становится вопрос вандализма. Вандализм - это факт их неофициального нанесения или их порчи? В целом все это касается охранного законодательства памятников, которое не может работать выборочно. Если кому-то разрешено отпилить ногу бронзовой лошади (на памятнике Щорсу – ред.), что является памятником национального значения, то почему же тогда нельзя зарисовать картинки?», - говорит Евгения Моляр.

Эту же проблему поднимает и художник Владимир Кузнецов, работу которого еще в 2013 году зарисовала в «Мыстецьком Арсенале» экс-глава институции Наталья Заболотная.

«По поводу зарисованных (именно, как утверждают, зарисованных, а не вытертых) трафаретов на Грушевского - если они в статусе «исторического памятника», то это вопрос реставрации. Дорогой или не очень, но пристальной и, если нужно, долговременной. В том числе, и снятие вот этих надписей вандалов по вандалам», - пишет Кузнецов в Facebook.

Забытые акты вандализма

В 2017 году, помимо уничтожения граффити на Грушевского, были и другие случаи вандализма в искусстве. Так, в начале февраля неизвестные разгромили выставку Давида Чичкана в Центре визуальной культуры. Нападавшие не только забрали часть работ, но и разбили стены и избили охранника. Чичкан позиционирует себя как анархо-коммунист. Его выставка посвящалась войне и ситуации после Евромайдана. Художник считает те события утраченной возможностью совершить социальную революцию и получить достойные условия жизни. Те, кто разгромил выставку, назвали Чичкана «сепаром» и «агентом Кремля», а нападение оправдали патриотизмом, несмотря на применение насилия.

_94217032_16487274_1407781689254120_2428956019817656084_o

По факту разгрома открыли уголовное производство, но в защиту художника практически никто не встал, помимо тех, кто имеет прямое отношение к искусству. Кроме того, в нападении стали искать новые смыслы, что вполне свойственно современному искусству, где выставка - это не просто что-то монолитное, а процесс, в котором реакцию публики, даже настолько радикальную, ставят во главу угла.

Еще один акт вандализма произошел в мае. После того, как в центре Киева был снесен памятник Ленину, фонд «ИЗОЛЯЦИЯ» неоднократно проводил конкурс проектов инсталляций на этом месте. Здесь остался постамент, который и служит платформой для инициатив художников. В этом году конкурс выиграла мексиканская художница Иса Каррильйо. Она создала проект «Ритуал природы». Мексиканка предложила «нейтрализовать идеологическое напряжение вокруг постамента с помощью «захвата» монумента растениями» - его обвили ветками мяты и розмарина, которые буквально прорастали в объект. Через неделю неизвестные разрушили инсталляцию, вырвав растения. Ни публичной дискуссии по этому поводу, ни расследований проведено не было.

2F9B4ADC-951B-42EB-A410-8A2E85EFF3F9_mw1024_mh1024_r1_s

Фото: Радио Свобода

Пиар на восстановлении граффити                                                                       

Об отсутствии единой линии, диалога и систематизации в культурной среде свидетельствует даже тот факт, кто будет восстанавливать трафареты на Грушевского. 3 сентября около 17 часов о работе в этом направлении отписался Гео Лерос - известный инициатор столичных муралов.

Screenshot_3

После 22 часов в соцсетях свою позицию высказал и автор работ Sociopath. По словам художника, к нему никто не обращался с просьбой восстановить граффити, хотя Лерос сообщал, что именно Sociopath будет этим заниматься.

Screenshot_4

«Я до глубины души поражен Вашей реакцией на факт уничтожения Трилогии «Иконы Революции» на Грушевского. Я очень благодарен всем Вам за поддержку, комментарии и сообщения. Мне, как и Вам, жаль, что такое произошло. Однако, никто из представителей государственных институтов, кроме простых украинцев, не обращался ко мне с просьбой восстановить картины. Надеюсь, Вы понимаете, что самовольное возобновление в данной ситуации невозможно», - написал художник.

Он добавил, что знает о намерениях группы художников восстанавливать рисунки без его участия. Sociopath назвал такое решение пиаром.

«Обидно, но такой шаг, как по мне, является ничем иным, как попыткой обмануть нас всех и пропиариться на этой ситуации. Так же, как и продажа репродукций моих работ, которые якобы массово продают на рынках. Я не продаю свои работы, сувенирную продукцию и т.д., поэтому, призываю вас не покупать краденое. Я обещаю вам всем, что восстановлю Трилогию, как только ситуация приобретет правильное развитие», - добавил он.

Активизм, тормозящий развитие культуры

По идее, ситуация в культурной сфере должна улучшиться, учитывая, сколько активистов пытаются добиться сохранения тех или иных памятников, но и здесь правильные изначально инициативы часто трансформируются в такие, которые приносят вред.

Так, примером того, как активизм превращается в фанатизм, стала ситуация с отказом ГОГОЛЬFESTу проводить мероприятия в Театре на Подоле. Дискуссий о самом объекте было чрезмерно много и ясно, что те киевляне, которые против нового проекта театра, своего мнения не изменят, но и верить в то, что здание все-таки перестроят, - наивно. В итоге есть два выхода – либо Театр на Подоле останется лишь каркасом, разрушаясь и ржавея и действительно искажая вид Андреевского спуска. Либо же в нем все-таки будут проводить спектакли и другие ивенты.

Спустя три дня после уничтожения граффити до сих пор неизвестно, кто же заново их нарисует. Кроме того, уже после нанесения объектов им, вероятно, решат присвоить охранный статус, а эта процедура в Украине довольно долгая.

Виктория Ищенко

Scroll Up