Московский патриархат в Одессе и сепаратизм. Будни 2014 года в рассказе священника

Отец Василий не хочет фотографироваться и просит не называть своего настоящего имени.

 

Он - бывший настоятель одного из одесских храмов Украинской православной церкви Московского патриархата. В разгар событий 2014 года он покинул ряды этой организации по причине несоответствия ее статута ее деятельности – по его словам, Одесская епархия Московского патриархата активно занималась поддержкой сепаратистов, готовила вооруженные отряды для захвата админзданий, и ждала «зеленых человечков».

Подробнее – в нашем интервью.

 

-Расскажите о себе. Кем вы были в структуре Одесской епархии УПЦ МП?

Я был настоятелем одного из храмов в Одесской области, в пригороде областного центра. И в разгар событий 2014 года покинул Московский патриархат, поскольку был поставлен перед выбором: служить Богу или служить выстроенной местным митрополитом системе. Я свой выбор сделал.

- Расскажите детальнее, какой системе.

Системе русского мира, которая была создана Агафангелом и в ходе майдановских событий достигла просто своего пика. Не говоря уже про то, что Агафангел выстроил целую систему. Тогда каждый священник должен заносить свой "епархиальный взнос".

- В каком размере?

Сейчас – 15-20 тыс грн с городского храма. Это только в кассу, не учитывая сопутствующих расходов. В целом, епархиальные взносы – дело каноничное, церковь живет на пожертвования, и это нормально часть пожертвований передавать в бюджет епархии. Но это должно быть в разумных пределах. В 2014 году "такса" резко выросла.  Если священник не справлялся-  его отправляли в сельскую парафию на периферию области. Но это не все. Также это был сбор средств, под видом гуманитарной помощи "помощь беженцам Донбасса", которые затем переводились на счета для "той" стороны. То есть – сепаратистской. Но, я думаю, СБУ вам предоставит куда больше сведений по этому поводу. Они должны отслеживать эти счета.

- Скажите, вы давно знаете Одесского митрополита Агафангела? Насколько сильно его влияние в области на данный момент?

Агафангел – убежденно ненавидит все украинское, сознательно, то есть не фанатик, а сознательный империалист. Человек весьма умный. Все практически свое время служения находится на разных кафедрах в Украине, в последние десятилетия – на Одесской кафедре. Влияние его в области огромно, и ситуация мало поменялась со времен Януковича.

- Он был близок к Януковичу?

Да, весьма. И во времена Януковича, могу сказать, что ни одно назначение по Одесской области не совершалось без согласования с Агафангелом. Его называли «отдел кадров», с ним согласовывали даже назначение руководителей областных институций.

- То есть, речь идет о назначениях на гражданские должности?

Конечно же. На любую гражданскую должность это шло через двух людей - Агафангела и Кивалова. И с тех пор ситуация не изменилась.

- Расскажите, как работала система в епархии.

Cама суть работы системы Агафангела – подавление личности и инициативы. Есть секретариат. Но основную работу делают благочинные. Это – ключевое звено во власти системы. Они собирают батюшек и рассказывают, как они должны себя вести и какие меседжи озвучивать. Например, по Одесскому округу был руководителем благочинный такой Рустик Выходцев. Вот когда начался Майдан, он нас собирал со священниками и озвучивал темники: вот, фашисты, вот, они майданутые, они не хотят мира, Виктор Федорович страдает и нет никакой другой власти, и надо его поддерживать…

- Что имелось в виду «поддерживать»?

Занимать определенную бескомпромиссную позицию везде! В разговорах с людьми, в общении, в проповеди. Повсюду. Все это рассматривалось в контексте единства православного русского мира. Требовалось  агитировать за Партию регионов, не говоря уже об агитации, которая была на выборах. Эти моменты были изначально и всегда, и это на каждых выборах жестко артикулировалось. И в 2010-м, и в 2012-м годах.

- Есть ли какие-то доказательства связи Агафангела с Москвой непосредственно?

Их много. Это не только непосредственная агитация во время «русской весны» 2014 года и распространения соответствующих материалов в периодических изданиях. Вот тот помощник Агафангела, Дмитрий Пивень (которого СБУ задержала с тортом в цветах флага «ДНР» - ред.), каждый месяц 28 числа летал в Москву. Каждый месяц. Именно этого числа. Неизвестно, по какому поводу, но в СБУ, я думаю, которая задержала его, может объяснить, почему. В принципе все в епархии знают, зачем.

- Окружение Агафангела – такое же, как он?

Совершенно. Архиепископ Алексей Гроха – такой же, как и он, архиепископ Виктор, который наместник Ильинского монастыря… Он обложил себя такими, которые будут поддерживать его политику.

- Что было после Майдана? Как Агафангел и его окружение отреагировали на бегство Януковича и последующие события?

Они были шокированы. Они просто поверить в такое не могли. Для них Янукович был символом, видимо, незыблемости русского православного мира тут. Они ждали, что Россия распадется… Невероятно, но факт. Правда, в таком смятении они пребывали недолго. Когда начались события в Крыму, а затем на Донбассе, они просто ждали, все руководство епархии ждало этих «зеленых человечков» в Одессе. И подогревало соответствующие настроения среди людей. Вот, мол, фашисты, украинствующие убийцы, убивают православных на Донбассе, но скоро этому придет конец, все будет хорошо, и в таком духе.

- Насколько Агафангел влиял на сепаратистов?

О роли лично Агафангела сложно что-либо сказать. Но в некоторых храмах откровенно прямо были призывы поддержать «русскую весну», записываться в ряды «ополчения». В ряде храмов формировались отряды казаков, в некоторых храмах позднее СБУ нашла оружие.

- Можете рассказать конкретнее?

Это «Черноморское казачество», кажется, в селе Маяки Одесской области. Там священник был арестован, был суд, и ему в итоге дали всего два года условно. Но это была организация в несколько сотен человек, которая, полагаю, могла бы действовать по Донецкому сценарию, захватывая административные здания. И которая взращивалась при прямом участии клириков Одесской епархии УПЦ МП. «Нужно собираться воедино», «Нужно создавать отпор укрофашистом». Так возникла казаческая  группа при храме одного многопочитаемого в Украине святого, прямо в Одессе…  они арестованы, и в СИЗО сейчас, а в 2014 они были серьезной силой. Вот так же  возникла группа казаков в селе Маяки, самые активные из них – тоже под следствием. Более того – и сейчас Одесская епархия угрожает чиновникам Одесской ОГА, что будут организовывать мощные акции неповиновения, если Киевский патриархат хоть где-то получит землю.

- Как они сейчас себя в целом ведут?

Все так же. Только осторожнее. Они по-прежнему занимаются антиукраинской деятельностью, по-прежнему продвигают свои идеи, только аккуратнее, чтобы не попасть под следствие.

Scroll Up