Третий мир

Не моё это дело - держать в голове то, что выдумала пресса.

Ален Делон

Эту историю рассказала моя знакомая по имени Александра - молодая деятельная особа с украинским паспортом и видом на жительство во Франции.

Саша постоянно живёт в Париже, занимается ивент-менеджментом и пиаром. Как следствие, водит знакомства с местными селебритиз и сотрудничает с различными известными брендами, названия которых перечислять я здесь не стану, так как я, в отличие от моей знакомой, пиаром не занимаюсь.

Помимо бизнеса, Саша, как и подавляющее большинство украинцев, живущих за рубежом, по мере своих возможностей пытается поддерживать свою Родину, в том числе, и личным примером доказывая европейцам, что Украина – вполне цивилизованное европейское государство, населённое, в основном, дружелюбными образованными людьми. Кроме того, окончившая актерскую школу Саша придумывает и воплощает в жизнь всевозможные арт-проекты, призванные привлечь внимание взыскательных европейцев к нашим проблемам.

Накануне недавней годовщины Чернобыльской катастрофы Саша решила организовать ивент, посвященный этой ужасной трагедии. Изначально был запланирован показ небольшого спектакля на чернобыльскую тематику, затем должна была состояться традиционная коктейль-пати, в ходе которой планировалось обсудить, в том числе, и нынешнюю ситуацию в Украине.

Все организационные вопросы Саша, как полагается современной европейской женщине, решила сама: договорилась с модными парижскими дизайнерами о том, что они бесплатно предоставят одежду для актеров, нашла спонсоров, которые готовы были бесплатно предоставить еду и напитки для коктейль-пати и даже договорилась об информационной поддержке с местным офисом ЮНЕСКО.

В итоге, ей оставалось решить только один принципиальный вопрос – помещение. Саша быстро нашла площадку и людей, готовых оплатить её аренду, однако, затем она решила, что ввиду специфической тематики мероприятия помещение должно было быть нашим, украинским. Ведь, согласитесь, играть спектакль о Чернобыле в ночном клубе или на подиуме, где проходят модные дефиле, кощунственно и нелепо.

Поэтому Саша отправилась на переговоры к некой Наталье Юрьевне Кочубей, директору Украинского культурно-информационно центра во Франции, учреждения, которое подчиняется МИД Украины и призвано проводить работу, цитирую, “по утвердженню позитивного іміджу України як європейської держави з глибокими культурними та історичними традиціями, передбачуваного партнера в діловій, науковій, освітянській та туристичній сферах”.

Украинский культурно-информационный центр располагается в центре Парижа, недалеко от Елисейских Полей, в очень престижном и дорогом квартале, где стоимость аренды небольшой коморки стартует от полутора тысяч евро. Как выяснилось позже, ранее в этом доме Ален Делон сожительствовал с Роми Шнайдер – неплохо, правда? Ныне в нем сожительствуют госпожа Кочубей и её супруг, также культурно трудоустроенный в Центре.

На отвыкшую от ископаемых украинских чиновников Сашу директор УКИЦ произвела поистине неизгладимое впечатление.

Во-первых, она наотрез отказалась говорить с Сашей по-украински. Мелочь, конечно, но не для главы учреждения, которое репрезентует украинскую культуру за рубежом.

Во–вторых, она безапелляционно заявила, что ивент, посвященный Чернобылю, - это «черный пиар для Украины», а вопрос Саши, кто конкретно определяет цвет пиара и на основании каких критериев, был возмущённо проигнорирован.

В-третьих, она выдала саркастично-уничижительную тираду в отношении ЮНЕСКО как организации. Спасибо, что ЮНИСЕФ и НАТО и не вспомнила.

В финале получасового разговора, madame Кочубей, играя усталую отрешенность круче Алена Делона и Роми Шнайдер вместе взятых, поведала Саше об отсутствии ресурсов на проведение мероприятия, а когда та сказала, что требуется только зал, так как деньги уже есть, Кочубей немедленно включила «вахтёршу» и гневно прошипела, что, мол, ходят здесь всякие, что-то проводят, а ей потом пылесосить приходится.

Вежливо выслушав эту грандиозную в своей нелепости отговорку, Саша всё поняла, но таки решила собственными глазами увидеть, какого рода мероприятиями украинские номенклатурные культрегеры радуют французов.

В этот день Центр организовывал нечто внеформатное, посвященное какому-то событию, название которого запомнить не представилось возможным ввиду невыносимой актуальности оного. Саша вошла в бывшую обитель страсти легенд французского кинематографа и остолбенела.

Аудиторию мероприятия составляли пожилые регрессницы, обутые в комнатные тапочки (видимо для того, чтобы госпоже Кочубей не пришлось прибегать к услугам пылесоса). В качестве СМИ присутствовали журналисты какой-то арабской газетёнки, напрочь индифферентные к происходящему, но с нескрываемым воодушевлением поглощаюшие украинские пирожки и запивающие их кагором. Спонсировал этот тихий ад какой-то местный украинец, позиционирующий себя в качестве мецената.

В перерывах между поглощением пирожков и кагора журналисты не уставали подчеркивать свою нейтральность в вопросе российско-украинского вооруженного конфликта, а циклично кружащий вокруг Саши на бреющем полёте меценат то и дело пытался заманить её в ресторан на Елисейских Полях.

Вдоволь насмотревшись на кочубеевский культурно-информационный шабаш и утратив надежду избавиться от кондового харассмента со стороны мецената, Александра уехала искать новое помещение для своего ивента, и, к слову, очень быстро его нашла.

Единственное «но»: теперь мероприятие, посвященное украинской трагедии, о которой мир должен помнить и приложить все силы, чтобы подобное никогда не повторилось, пройдет без участия Украины. Хотя бы потому, что посещать культурные перформансы в комнатных тапочках в столице моды не принято.

Да и зачем Украине все эти хлопоты, когда можно просто собрать штатный «хор затейников из кондукторского резерва» в экзиле, пригласить кулинарных арабских блоггеров и напечь пирожков.

***

Третий мир – это вовсе не геополитический термин.

Это эстетическая кондиция разума. Состояние души.

Сергей Иванов

Scroll Up